Иудаизм и вегетарианство

Иудаизм и вегетарианство

В целом, иудаизм не рекомендует аскетический образ жизни и призывает наслаждаться дарами этого мира в надлежащей форме. Что касается пищи, его учение можно свести к талмудическому заявлению: «Человеку придется отвечать за все, что он видел, но не ел» (это касается только кошерных продуктов). С другой стороны, Талмуд заявляет, что желательно, чтобы рацион в основном состоял из не-мясных продуктов. Для евреев-вегетарианцев, которые желают жить в соответствии с этим учением, это не является формой самолишения, потому что они не желают есть мясо, и считают, что вегетарианство полезно для здоровья. Что говорят о вегетарианстве священные книги иудаизма  Первая книга Торы 1:29 гласит: «И сказал Бог: Вот, я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу». По мнению некоторых классических еврейских комментаторов Торы, это означает, что первоначальным планом Бога было сделать человечество вегетарианским, и только позже  Бог дал разрешение человеку есть мясо из-за слабости человеческой природы.  Идеальным образом Торы является вегетарианец, и можно предположить, что законы кашрута на самом деле предназначены для того, чтобы отучить нас от мясоедения и привести к вегетарианскому идеалу. Ритуалы кашрута напоминают нам о высокой цене, которую мы платим каждый раз, убивая живое существо.   Существуют несколько иудаистских аргументов, используемых еврейскими вегетарианцами. Три основных компонента, которые доказывают, что вегетарианство представляет собой этическую заповедь (мицва), — это Цаар Баалей Хаим, Пикуах Нефеш и Баль Ташхит. Цаар Баалей Хаим является предписанием «не причинить боль живым существам». Пикуах Нефеш — это уважение к (не только) человеческой жизни, которая находится в непосредственной опасности. Баль Ташхит — это закон, запрещающий разрушение. Другим аргументом является то, что со времен Адама и Евы не разрешалось есть мясо и что, согласно некоторым мнениям, в Мессианскую эру весь мир будет вегетарианским, и отказ от мяса приближает мир к этому идеалу. Еще один аргумент состоит в том, что законы шхиты предназначены для предотвращения страданий животных; но сегодня при разведении скота индустриальными методами в высокоскоростных механизированных бойнях, даже кошерные скотобойни, по мнению некоторых авторитетов, не выполняют достаточно требований, чтобы мясо было кошерным. С точки зрения Каббалы, некоторые  видят в вегетарианстве «Тикун Олам» (достижения людьми возможности перехода всего сущего в новый, совершенный мир). Много и подробно на тему вегетарианства писал Рав Кук, основатель религиозного сионизма. Его небольшой буклет на иврите «Видение вегетарианства и мира» — одна из самых убедительных и плодотворных работ об иудейском вегетарианстве. Поклонником его мысли и редактором его работ был другой выдающийся учитель, Рав Давид ха-Коэн, прозванный за свой необычайный аскетизм «Назир» — «Отшельник». Примечательно, что на ха-Коэна во многом повлиял знаменитый русский религиозный философ Владимир Соловьев. Назир выучил русский язык и окунулся в русскую культуру сразу же после окончания учебы в ведущих литовских ешивах в Радине, Воложине и Слободке. Во время революции 1905 года его даже дважды арестовывали по подозрению в революционной деятельности, но сразу же освобождали. В 1906–1912 годах он учился на Петербургских курсах востоковедения, основанных бароном Давидом Гинцбургом, и там познакомился с философскими трудами Филона Александрийского, оказавшими впоследствии огромное влияние на его мировоззрение. По всей видимости, тогда же Назир открыл для себя и творчество Соловьева, также ориентированное на идеи Филона.  Ниже представлен краткий обзор мыслей Рава Кука о вегетарианстве, содержащихся в двух его статьях: одна из них была помещена в книге «Афиким ба-Негев», а другая — в книге «Тлалей Орот». Обе эти статьи отредактировал и прокомментировал упоминавшийся выше Рав Давид ха-Коэн. 
Как Тора относится к вегетарианству По мнению Рава Кука, стремление отказаться от мяса имеет правильную духовную основу. Всевышний создал животных не для того, чтобы человек убивал их ради собственной выгоды. Рав Кук упоминает те философские течения, которые отличаются жестокостью, и считают, что целью всего мироздания является удовлетворение человеческих прихотей. Они утверждают, что и животные созданы лишь для этого. Иудаизм относится к животным иначе. В Талмуде есть история о теленке, которого вели на убой, но он сбежал и пришел искать спасения у Раби Йегуды ха-Наси. Раби Йегуда сказал ему: «Иди, для этого ты создан». За это Раби был наказан тяжелой болезнью и выздоровел только после того, как сжалился над крысами, которых хотела убить служанка (Талмуд, Бава Мециа 85). Конечно, не запрещено убивать теленка и есть его мясо, но, тем не менее, Раби Йегуда ха-Наси поступил неправильно, сказав так теленку, который искал у него спасения (Статья Рав Кука «О вегетарианстве», ч.1).  Первому человеку, Адаму, не было позволено есть мясо. Только после потопа, во времена Ноаха (Ноя), когда все человечество опустилось на более низкий духовный уровень, мясо стало дозволено человеку. В Торе сказано: «И владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимися по земле» (Берешит 1:28). Рав Кук замечает, что Тора не имеет в виду «властвование диктатора, который порабощает свой народ ради достижения собственной выгоды». После потопа люди оставили вегетарианство и стали есть мясо, но человечество не забыло то время, когда только растения были дозволены человеку в пищу. Это положение вещей вернется в дни Машиаха. Мы рассматриваем это как идеал, к которому человечество должно стремиться. В тексте Торы не говорится прямо, можно или нельзя есть мясо, а сказано: «...ты скажешь: «поел бы я мяса», потому что душа твоя пожелает мяса» (Дварим 12:20). Почему Тора подчеркивает именно желание человека есть мясо? Дальше сказано: «...то сколько угодно душе твоей ешь мяса». В этих словах слышится упрек. Если тебе очень хочется, если это желание неодолимо, то тогда можно — ешь... Внутренний настрой этих слов свидетельствует о том, что Тора не поощряет мясоедение.  В Талмуде говорится, что человеку, невежественному в Торе, нельзя было бы есть мясо, но мудрецы разрешили ему это, хотя и с большим трудом. Раби Йегуда ха-Хасид говорит, что мясо можно есть только тому, кто накладывает тфилин, сделанный из кожи животного, и учит Тору по свитку, написанному на коже животного («Сефер Хасидим»). Тот, кто накладывает тфилин и изучает Тору, поднимает весь мир, в том числе и животных, из кожи которых изготовлены тфилин и свиток Торы, на более высокий духовный уровень, и только тогда ему позволено получать удовольствие от мяса таких животных.  Почему Тора разрешила есть мясо Тора позволила есть мясо по нескольким причинам. Человеку не следует представляться праведнее, чем он есть на самом деле. Мы еще не выполнили более важных задач, чем жалость к животным. Мир еще полон вражды, и люди поедают живьем друг друга. Тора учит нас продвигаться в духовном росте шаг за шагом. Поэтому только после того, как люди научатся правильно относиться друг к другу, придет время думать об отношении к животным. Все это касается общества в целом. Нет ничего предосудительного, если отдельный человек решил встать на путь вегетарианства — при условии, что он достиг праведности во всех своих поступках. Невозможно требовать от человечества более высокого нравственного уровня, чем тот, на который оно способно. Большинство людей не ощущают потребности перестать есть мясо, поэтому следует подождать, пока это произойдет само собой. Если сегодня запретить всем людям есть мясо, то тяга к мясу станет до того сильна, что есть опасность, что люди перестанут отличать мясо животных от человеческого мяса, и это приведет к людоедству. Рав Кук говорит об этом так: «Это вожделение столь сильно, что если бы мясо животных было запрещено в пищу, то моральная низость, которая всегда только и ждет подходящего случая, чтобы проявиться, привела бы к тому, что люди перестали бы отличать мясо человека от мяса животного и птицы... Нож угрожал бы любому, лишь бы наполнить ненасытную утробу морально разложившегося человечества» («Талелей Орот»). Еще одна причина, которая не позволяет запретить употреблять мясо в пищу, заключается в стремлении подчеркнуть различие между человеком и животными. Отказ от мяса мог привести к тому, что стерлась бы та грань, что отделяет человека от животного. Теперь же эта грань очерчена очень четко: людей убивать нельзя, а животных можно (там же). Еще одна причина — это чувство жалости, свойственное человеческой природе. Есть люди, жестокие к ближнему, однако и у них существует естественное чувство жалости, которое ищет себе применения. Поэтому они жалеют животных и не едят их мяса. Этим они пытаются прикрыть свою жестокость по отношению к людям, и это очень опасная аномалия. Величайший злодей и убийца евреев, да будет стерто имя его, был вегетарианцем. Он жалел животных, и в то же время отправлял на смерть миллионы людей. Все эти причины указывают на то, что еще не время призывать человечество отказаться от мяса. И все же мы не забываем, что позволение Торы есть мясо — это уступка человеческой слабости. Но в дни Машиаха евреи, несомненно, перестанут есть мясо. Забота о благе животных Возникает вопрос: каким образом то, что разрешено сегодня, может быть запрещено в будущем? Запрещенное Торой не может стать разрешенным, а разрешенное — запрещенным. Рав Кук объясняет, что в дни Машиаха не возникнет никакой надобности в том, чтобы изменять заповеди Торы. Скорее всего, изменится сама человеческая природа, и люди станут испытывать отвращение к мясу животных, точно так же, как сегодня мы испытываем отвращение к человеческому мясу. Когда между людьми воцарится мир и согласие, придет время позаботиться и о благе животных. Всевышний заповедовал нам властвовать над животными, и мы должны помнить, что у этого властвования есть цель — благо животных.  В процессе развития человечества будет происходить и развитие животных. Люди поднимут животных на более высокий культурный уровень. «Человек вознесет на такую несказанную высоту физическое и, более того, нравственное и духовное развитие животных, какую мы и представить себе не можем в наше время, исполненное уродства и низости. Все животные примут новое, высокое обличье, и весь мир изменится вместе с ними», — говорит Рав Кук. Эти слова немного напоминают нам теорию эволюции Дарвина. Рав Кук пишет в книге «Орот а-Кодеш», что теория эволюции, которая сейчас захватила весь мир, более всех других теорий соответствует тайнам Каббалы.  Каббала говорит о том, что мир находится в постоянном развитии. Аризаль, величайший из каббалистов, неоднократно писал о тайне вознесения миров. Он говорит, что человек когда-нибудь достигнет такого высокого духовного уровня, какой мы не можем представить себе даже в своем воображении. Это относится и к животным. Рав Кук пишет, что  животные будущих времен будут стоять на такой ступени, на какой сейчас стоит человек. Аризаль пишет: «Знай, что животные, что были созданы в шесть дней Творения, находились на более высокой ступени, чем нынешний человек, после того, как он согрешил. Поэтому неудивительно, что осел Раби Пинхаса бен Яира знал то, чего не знают мудрецы» (Рав Хаим Виталь, «Врата заповедей»). «Во времена Адама все животные находились на самом высоком духовном уровне, который только возможен для них, и поэтому Адаму нельзя было употреблять их в пищу, а можно было есть только растения. Когда Адам согрешил, согрешили и животные, и с тех пор чистые (кашерные) животные поднимаются на более высокий духовный уровень посредством того, что мы их едим». Это происходит потому, что когда мы едим мясо животного, оно становится частью нас самих, частью нашей плоти и души, и таким образом животное приобретает качества, которых ему недостает, главное из которых — это человеческий разум» (Рав Кук, «Олат Раайя»).  Как же в дни Машиаха, когда люди перестанут есть мясо животных, мы будем приносить жертвы? Некоторые мидраши говорят, что в будущем все жертвы будут упразднены, кроме корбан тода (благодарственная жертва), которая состоит из продуктов растительного происхождения (мука, оливковое масло и т. д.). В своей брошюре, обобщающей учение Рава Кука, Джозеф Грин, южноафриканский еврейский вегетарианский писатель ХХ века, приходит к выводу, что еврейские религиозные этические вегетарианцы — это пионеры мессианской эры, они ведут жизнь, которая делает пришествие Мессии более вероятным. Еврейская традиция утверждает, что один способ ускорить приход Мессии — начать практиковать то, что будет преобладать в мессианское время. Многие видные раввины пропагандировали вегетарианский образ жизни; среди них — главный раввин Израиля Шломо Горен, Рабби Давид Розен, бывший Верховный Раввин Ирландии, Шеар Йашув Коэн, верховный Раввин Хайфы, главный Раввин Британии Джонатан Сакс.  Многие другие видные раввины и толкователи Торы, например Кассуто, Ицхак Айзик Герцог и другие, считали, что употребление мяса не желательно с точки зрения иудаизма. Один из крупнейших экзистенциальных философов и современных еврейских мыслителей Мартин Бубер также предпочитал воздерживаться от мясной пищи. Исаак Башевис Зингер, получивший Нобелевскую премию 1978 года по литературе и Агнон, еще один нобелевский лауреат, симпатизировали вегетарианству, считая, что в его основе  лежит учение о доброте к животным. Перечень выдающихся евреев-вегетарианцев, священнослужителей и мирян можно еще продолжить, и трудно усомниться в том, что вегетарианство легко вписывается в иудейский уклад жизни и, в целом, считается предпочтительным. В наши дни растительную диету пропагандирует Североамериканское общество иудеев-вегетарианцев, равно как и Международное общество иудеев-вегетарианцев со штаб-квартирой в Лондоне. Обе организации медленно, но верно приобретают убежденных сторонников. Согласно данным опроса, проведенного в 1999–2001 годах Министерством здравоохранения, 8,5% населения Израиля в возрасте 25–64 года определили себя как веганы или вегетарианцы (женщины — 9,8%, мужчины — 7,2%). Израиль занимает второе место в мире (после Индии) по количеству религиозных вегетарианцев. Быть может, эти факты говорят о том, что приход Мессии и наступление «Золотого века» — не за горами? Во всяком случае, очень хочется в это верить.  В статье использованы материалы сайтов http://donmeh-west.comru.wikipedia.org
« Возврат к списку

Все новости и статьи

Наталья Козлова, основатель магазина 4fresh: «Когда слышишь: «Можно я вас обниму?», то понимаешь, для кого и для чего ты всё это делаешь»

15.05.2017

Согласитесь, выискивать в парфюмерном магазине баночки крема с натуральным составом или скрупулезно изучать состав продуктов в супермаркете – бывает довольно скучно и всегда занимает много времени. Поэтому так приятно совершать покупки в магазинах, чьи владельцы разделяют ваши взгляды, и поэтому можно не волноваться за качество и состав продукции.


Жестокие ингредиенты в косметике

15.05.2017

Когда дело доходит до красоты, сложно догадаться, как много жестокости может за этим стоять. Помимо того, что косметика может тестироваться на животных, в наших любимых баночках и тюбиках могут быть не просто ингредиенты животного происхождения, но также полученные из самих живых существ. Должна вас предупредить, что вопрос этичности косметики, по-другому звучащий как «косметика, не тестируемая на животных», или «косметика без жестокости», не учитывает наличие в составе средств ингредиентов,  получаемых так жестоко, что, на самом деле, называть их этичными будет просто некорректно. Косметика, которая входит в списки международных организаций под фразой «косметика без жестокости» может содержать любые ингредиенты – они не являются критерием отбора для попадания в списки по принципу этичности. Но, если вы готовы идти дальше вопроса тестируемости, то давайте разбираться!


10 полезных привычек, которые не отнимут у вас много времени

14.05.2017

Мы слышим немало советов о том, как улучшить свою жизнь, но на многие из них просто не хватает времени. Предлагаем несколько полезных привычек, которые можно внедрить в свою повседневность, не изменяя распорядка дня.

Ирина Старшенбаум: «Жить тем, что искренне нравится»

14.05.2017

В конце января в прокат вышел новый блокбастер Фёдора Бондарчука — фантастическое «Притяжение». И эта картина стала для Ирины Старшенбаум первым проектом такого масштаба: сыграв главную героиню фильма, бесстрашную старшеклассницу из Чертанова, актриса с успехом ворвалась в мир большого российского кино. О работе с Федором Бондарчуком, жизненном пути, интуиции и поиске гармонии Ирина рассказала «Vegetarian» в интервью.


Дмитрий Троцкий: «Ученик имеет право на ошибку, «учитель» должен за нее заплатить»

14.05.2017

В начале нашей беседы Дмитрий Троцкий — хиромант, который перестал предсказывать судьбу, когда понял, что она на 100% зависит только от нас самих — заявил, что количество проблем и уровень счастья в жизни зависят от ответа на один единственный вопрос. Тому, что это за вопрос и почему он влияет на все сферы жизни, посвящена наша беседа.

Вегетарианские кулстори

14.05.2017

Быть вегетарианцем – мы сейчас говорим не о пищевых привычках, а о восприятии вегетарианства в современном обществе – не всегда просто. Но мы-то знаем, что самое главное оружие любого вегетарианца в войне с зашоренностью и стереотипами – чувство юмора! Именно поэтому, специально к 1 апреля, мы попросили наших читателей, друзей и коллег рассказать самые забавные вегетарианские истории, случившиеся с ними. Приятного чтения и улыбок всем вам!

Экономическая выгода или здоровая экология? Проблемы озера Байкал

14.05.2017

Антон Павлович Чехов писал: «Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь неё, как сквозь воздух; цвет у неё нежно-бирюзовый, приятный для глаза».

Анна Науменко: «Основная трудность в том, что у нас нет терпения»

17.04.2017

По образованию и роду деятельности Анна арт-терапевт, дошкольный педагог-психолог и вегетарианка с семилетним стажем. Vegetarian расспросил о трудностях и ошибках в воспитании детей, о том, можно ли избежать душащей родительской любви, и до какой степени стоит давать ребенку свободу. 

Размышления о синтезе науки и метафизики

17.04.2017

Внутри каждого мыслящего человека происходит борьба между стремлением верить в чудо и здравым смыслом, который базируется на воспитанном в нас естественнонаучном мировоззрении с одной стороны и на житейском опыте – «поверю, когда увижу» – с другой. Как уравновесить это в себе? Как сохранить адекватность – не поддаться сухому упрямому скепсису, остаться открытым для нового, чудесного, неведомого и, вместе с тем, не стать «всеядным пожирателем сенсаций» с известных всем телевизионных каналов о мистическом? 

Без совести и без леса

17.04.2017

Возраст леса на нашей планете − около 66 миллионов лет, а предку современного человека примерно 200 тысяч лет. Это значит, что лес старше человечества в 330 раз! Людей еще не было, а вязы, каштаны, клёны, дубы, сосны, ольха, секвойи и многие другие деревья или их предки уже росли. Лес всегда был для человека укрытием, строительным материалом, местом охоты и сбора плодов. Паровоз, печатная продукция, музыкальные инструменты, спички, порох – все это не существовало бы без древесины. Можем ли мы представить свою жизнь без ресурсов и продуктов, которые получаем из леса?

Вегетарианский обзор по Турции

17.04.2017

Если страны – это люди, то Турция похожа на девушку-подростка, которая на первое свидание с вами надела на себя все самое красивое: мамины туфли, пёстрые бабушкины юбки, фамильные драгоценности, кислотную футболку и неоновые браслеты младшей сестры. Поэтому на первый взгляд выглядит немного странно и несобранно. И да, Турция, как настоящий подросток, не знает, готова ли она быть вегетарианкой или нет? 



«Еда как лекарство»

16.04.2017

Давайте знакомиться! Меня зовут Жанна Никельс. Я родилась в Волгограде. По профессии – юрист. Долго работала на госслужбе. В 2014 году вышла замуж за немца и теперь живу в Германии. В качестве занятия для души я выбрала ведение блога под девизом из слов Авиценны: «Если не хочешь, чтобы лекарства стали твоей едой, пусть еда станет твоим лекарством».

Пирог брауни с ягодой без сахара и без глютена

16.04.2017

Перечитайте, из чего состоит наш брауни – нет, совсем ничего вредного! Стыдно не будет!


Красоты планеты, которые скоро перестанут существовать

16.04.2017

Человек оказывает огромное влияние на природу, и, к сожалению, не всегда позитивное. Есть места на планете Земля, которые скоро перестанут существовать в своем первозданном виде. Урбанизация меняет рисунок поверхности земли: что-то навсегда теряет свой облик, а что-то и вовсе исчезает. Через несколько поколений люди могут не увидеть Венецию, Большой Барьерный риф, снега Килиманджаро и многие другие красивейшие уголки планеты. Причина этого ‒ изменение климата, которые вызваны выбросами в атмосферу отходов промышленности, загрязнением земли и воды. Наиболее ярким признаком значительного изменения климата является повышение температуры воды Мирового океана и таяние льдов, следствием чего является и подъем уровня воды в океане.

Брюс Ли: Бой, доведенный до совершенства

14.04.2017

Имя актера, режиссера, продюсера, мастера и популяризатора боевых искусств Брюса Ли, пожалуй, известно каждому человеку в мире. Однако не все знают, что легендарный боец был еще и приверженцем вегетарианства!

Помните о слоне!

13.04.2017

Здравствуйте мои дорогие коллеги-читатели газеты VEGETERIAN! Я  тоже решила  стать «корреспондентом в своем  родном городе» и  найти   интересную  тему для своей любимой газеты. Недавно  я попала   в  гости  к Сами Хюрскюлахти — петербуржскому художнику, журналисту, и дизайнеру. Сами родился в Хельсинки, но выбрал Петербург местом своего проживания и творчества...

  наши проекты  
2017 © Все права защищены.