Как разбираться в художественном искусстве

Как разбираться в художественном искусстве

Основных жанров насчитывают три: пейзаж (изображение природы, ландшафта), натюрморт (напр., настольная ваза с фруктами и ягодами), портрет (изображение лица). Но так как множество картин не укладываются в стандартные жанры, то вы не ошибетесь, если причислите какую-нибудь картину к смешанному жанру. Чтобы более точно определять жанр, обращайте внимание на центр картины.

Мышление творческих людей преимущественно образное. Поэтому в их произведениях нужно искать символы. Найдя и правильно интерпретируя их, вы сможете хорошо понять сюжет.

Если вы знаете историю написания картины, то вам будет легче оценить ее. К примеру, если картина для храма с изображением святого - икона, и там нет места чувственности, то для частной коллекции персонаж картины может выражать эмоции и чувства.

Способ нанесения красок - не показатель профессионализма и гениальности художника. Так, Ренуар и Рафаэль почитаются одинаково, но первый наносил мазки так, что оставались следы кисти, а второй наносил на холст краски мелкими мазками для как можно более ровной поверхности.

Есть общее мнение по поводу признанных шедевров. И вы не можете сказать о «Сикстинской Мадонне» Рафаэля ничего другого, что это - гениально. Глубокий символизм, баланс цвета, теней и гармонично размещенные персонажи - вот что можно добавить. К слову, такая оценка является шаблонной и подходит ко многим произведениям. Только, не зная, какие символы заключены в произведении, не стоит их упоминать. Даже "Черным квадратом" Малевича можно восхититься - ведь там нет черной краски, а сочетание многих других! Но пока произведение не получило всеобщего признания, вы можете смело и обоснованно критиковать его. Но только если малоизвестное произведение не принадлежит именитому художнику. В таком случае рейтинг даже откровенной мазни получает +100 к рейтингу за "бренд".

Теперь обсудим каждый жанр более детально.

Портрет

Актуальный жанр, несмотря на появление фотографии. Очарование живописных портретов не заменит реалистичность фотографии. В портрете может даже быть больше "души", "жизни", чем в фото. Многие люди замечали, что прижизненный портрет может "выпить" жизнь модели. Это связано напрямую с мистическим законом взаимосвязи, который официальной наукой не исследован. Портретисты, так как их дорогими услугами могли воспользоваться либо богатые, либо специально приглашенные, старались изо всех сил сделать портрет даже лучше, чем оригинал. Картины в полный рост могли качественно написать только профессионалы, так как тут требовалось знать, как позой, расположением тела и его частей, показать модель в наиболее выгодном свете.
   
Не обделяют своим вниманием художники и аксессуары. Они позволяют не только подчеркнуть социальный статус, но и отвлечь внимание от недостатка физического или другой детали в портрете.

В шестнадцатом веке появление зеркал внесло новизну в изобразительное искусство. Нет, раньше зеркала, разумеется, были, но их качество было настолько низкое, что автопортреты писать было невозможно. Теперь же художники принялись ставить творческие эксперименты на себе, как алхимики - "in anima vili"*. У кого получалось, представляли свои работы для привлечения клиентов. Тем более что в те времена портреты стали заказывать часто, по самым разным поводам.

С появлением фотографии портретисты оказались в затруднительном положении. Заказов было все меньше, развитие мастерства тоже требовало вложения средств. Тем, кому удавалось по качеству отображения конкурировать с фотографией, все-таки удерживались "на плаву".

Сейчас заказывать портреты, если это именно не шарж на улице, - дорогое, даже элитное дело. Экзотичность мастерства портретистов сыграла им на руку, и этот жанр, несмотря на научно-технический прогресс, жив.

Пейзаж

Зная, какие могут выйти картины из-под руки мастера, удивляешься, что до четырнадцатого века этот жанр был не глубоко освоен. Если пейзажи и писались, то фон составлял кучу (буквально!) скал, нагроможденных друг на друга. Но с 15 века художники стали осваивать законы перспективы, и качество работ выросло. Писать картины стали на "вживую", а не как раньше: эскиз на природе, а остальное - в мастерской.

Натюрморт

Изображение цветов, вещей, фруктов - натюрморт. Вплоть до начала двадцатого века их старались делать как можно реалистичнее. В этом направлении художники достигали особенных высот. Знаменитые греческие художники Зевкис и Параксий поспорили, чьи картины более реалистичнее. Оба принесли картины, под покрывалами. Зевкис открыл свою картину, и птицы стали клевать изображенный на ней виноград. "Одерни покрывало со своей картины", - сказал Зевкис Параксию. "Оно и есть - картина!", - ответил тот, став победителем. Ибо одно дело - своим мастерством обмануть птицу, а другое - именитого художника.     

Натюрморт до семнадцатого века по большей части был составляющей картин в других жанрах, после же стал самостоятельным направлением. Популярность его обуславливается тем, что художник может создать потрясающую картину абсолютно для широких слоев населения, которые не разбираются в тонкостях символизма, мифологии.

Уже давно натюрморт переживает удивительные метаморфозы. Развитие химической промышленности позволило использовать быстросохнущие акриловые краски, качество кистей стало тоже намного выше. Приемы стали настолько изощренными, добавился коллаж. Поэтому, когда на картине вы увидите приклеенную бумагу, стекло, ткань, - не удивляйтесь, а одобрительно покачайте головой.

Об искусстве, конечно, можно говорить бесконечно. Но для ознакомления с миром художественного искусства - этого достаточно.

Цените свой художественный вкус, развивайте его положительными примерами, старайтесь развивать и свой творческий потенциал. Ну, а мы поможем вам в этом...

*"На малоценном организме", имеются в виду опыты на себе

« Возврат к списку

Все новости и статьи

Размышления о питании

05.07.2017

Питание – излюбленная тема для жарких бесед в любой среде – и за столом, и в тренажёрном зале. Профессионал или любитель, все спешат высказать своё мнение, поделиться личным опытом, посоветовать, научить: «Я ем, значит, я тоже в теме!».

Мария Шумакова: «Я человек, который привык удивлять окружающих»

05.07.2017

Мария Шумакова – звезда телесериала «Сладкая жизнь» на телеканале ТНТ, настоящая супер-леди 21 века. О том, как она все успевает – медитирует, танцует, снимается в сериалах, играет в театре, поет, живет то в Риге, то в Москве – она рассказала Vegetarian.


Сыроедная экспресс-пицца

05.07.2017

Приветствую вас, дорогие друзья, я Жанна Никельс, снова  с  вами и продолжаю делиться своими находками в сыроедном питании.

Дмитрий Троцкий: «Диеты — зло. Тело само знает, когда поправиться или похудеть»

05.07.2017

В этот раз мы с Дмитрием Троцким — хиромантом, который больше не предсказывает судьбу, потому что ее можно изменить — решили поговорить о самой актуальной весенней женской проблеме. Скоро лето — и нужно срочно похудеть…


Вопрос осознания: как бросить курить раз и навсегда?

05.07.2017

Я курил с 14 и примерно до 20 лет. Сейчас мне 28, и я вспоминаю курение как страшный сон. Когда я вижу на улице курильщика, мне становится жаль его, потому что я вспоминаю, насколько сильной можно быть зависимость от никотина – человек просто продолжает травить себя на протяжении многих лет. Курение опасно тем, что каждая сигарета наносит настолько незаметный вред вашему организму, что вы не ощущаете его в динамике, но сразу заметите быстрое улучшение самочувствия, после того, как бросите.

Наводим порядок к лету

01.07.2017

Лето уже не за горами, но время, чтобы встретить его в полной готовности, еще есть. Летом всегда хочется легкости и свежести, поэтому мы подготовили для вас 7 советов, которые помогут сделать ваш дом чище, здоровье крепче, а тело стройнее. Тем более, в мае много праздничных дней, а значит, больше свободного времени.


Фаина Раневская: «Не могу есть мясо. Оно ходило, любило, смотрело»

01.07.2017

Наверное, ещё не было в истории отечественного театра и кинематографа столь гениальной и столь любимой всеми актрисы, как Фаина Георгиевна Раневская. Фразы её героинь, например, «Красота – страшная сила» или «Муля, не нервируй меня» уже давно стали крылатыми. Раневской прекрасно удавались комедийные роли, она блестяще справлялась с гротескной манерой их подачи. Но несмотря на смех, которым была окружена Фаина Георгиевна, в её сердце было немало боли, а в душе пустоты, которую заполняла бесконечная любовь к животным, а особенно к своему питомцу – собаке по кличке Мальчик...


«Что ты делаешь, когда ты что-то делаешь?»

01.07.2017

«Год без новой одежды» – проект Елены Нуйкиной, призванный привлечь внимание к проблеме потребления, стартовал в январе 2017 года. О своем опыте и осознанности в повседневной жизни Лена рассказала в интервью Vegetarian.


Год экологии: честную оценку дает Гринпис России

30.06.2017

«Год экологии» – какие меры стоят за этими громкими словами? Плывет ли корабль так, как его назвали? Какие реальные действия возможно предпринять прямо сейчас, чтобы помочь планете? – на эти и другие вопросы корреспонденту Vegetarian ответил Директор по программам Гринпис России Иван Блоков.


Жестокие ингредиенты в косметике

15.05.2017

Когда дело доходит до красоты, сложно догадаться, как много жестокости может за этим стоять. Помимо того, что косметика может тестироваться на животных, в наших любимых баночках и тюбиках могут быть не просто ингредиенты животного происхождения, но также полученные из самих живых существ. Должна вас предупредить, что вопрос этичности косметики, по-другому звучащий как «косметика, не тестируемая на животных», или «косметика без жестокости», не учитывает наличие в составе средств ингредиентов,  получаемых так жестоко, что, на самом деле, называть их этичными будет просто некорректно. Косметика, которая входит в списки международных организаций под фразой «косметика без жестокости» может содержать любые ингредиенты – они не являются критерием отбора для попадания в списки по принципу этичности. Но, если вы готовы идти дальше вопроса тестируемости, то давайте разбираться!


Вегетарианские кулстори

14.05.2017

Быть вегетарианцем – мы сейчас говорим не о пищевых привычках, а о восприятии вегетарианства в современном обществе – не всегда просто. Но мы-то знаем, что самое главное оружие любого вегетарианца в войне с зашоренностью и стереотипами – чувство юмора! Именно поэтому, специально к 1 апреля, мы попросили наших читателей, друзей и коллег рассказать самые забавные вегетарианские истории, случившиеся с ними. Приятного чтения и улыбок всем вам!

Экономическая выгода или здоровая экология? Проблемы озера Байкал

14.05.2017

Антон Павлович Чехов писал: «Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь неё, как сквозь воздух; цвет у неё нежно-бирюзовый, приятный для глаза».

10 полезных привычек, которые не отнимут у вас много времени

14.05.2017

Мы слышим немало советов о том, как улучшить свою жизнь, но на многие из них просто не хватает времени. Предлагаем несколько полезных привычек, которые можно внедрить в свою повседневность, не изменяя распорядка дня.

Без совести и без леса

17.04.2017

Возраст леса на нашей планете − около 66 миллионов лет, а предку современного человека примерно 200 тысяч лет. Это значит, что лес старше человечества в 330 раз! Людей еще не было, а вязы, каштаны, клёны, дубы, сосны, ольха, секвойи и многие другие деревья или их предки уже росли. Лес всегда был для человека укрытием, строительным материалом, местом охоты и сбора плодов. Паровоз, печатная продукция, музыкальные инструменты, спички, порох – все это не существовало бы без древесины. Можем ли мы представить свою жизнь без ресурсов и продуктов, которые получаем из леса?

Вегетарианский обзор по Турции

17.04.2017

Если страны – это люди, то Турция похожа на девушку-подростка, которая на первое свидание с вами надела на себя все самое красивое: мамины туфли, пёстрые бабушкины юбки, фамильные драгоценности, кислотную футболку и неоновые браслеты младшей сестры. Поэтому на первый взгляд выглядит немного странно и несобранно. И да, Турция, как настоящий подросток, не знает, готова ли она быть вегетарианкой или нет? 



Размышления о синтезе науки и метафизики

17.04.2017

Внутри каждого мыслящего человека происходит борьба между стремлением верить в чудо и здравым смыслом, который базируется на воспитанном в нас естественнонаучном мировоззрении с одной стороны и на житейском опыте – «поверю, когда увижу» – с другой. Как уравновесить это в себе? Как сохранить адекватность – не поддаться сухому упрямому скепсису, остаться открытым для нового, чудесного, неведомого и, вместе с тем, не стать «всеядным пожирателем сенсаций» с известных всем телевизионных каналов о мистическом? 

  наши проекты