Джон Маклафлин: божественное послание музыки

Джон Маклафлин: божественное послание музыки


Когда речь заходит о Джоне Маклафлине, то выражение «живая легенда» оказывается не штампом, а самым точным определением его личности. Его по праву считают одним из лучших гитаристов в мире. В этом году музыкант стал обладателем международной музыкальной премии «Alfa Jazz Music Award», а отечественным поклонникам его творчества представилась возможность встретиться с кумиром, совершающим концертный тур по России (Москва, Красноярск и Пермь). Удивительно, что с Россией он соприкоснулся еще в ранней юности: в 50-е годы в дом Маклафлинов регулярно приносили  газету «Правда», поскольку старший брат Джона изучал в университете русский язык. В последние годы Маклафлин несколько раз посещал Россию и страны бывшего Советского Союза. Он – любитель русской музыки; его коллекция старомодных виниловых пластинок включает записи Чайковского, Шостаковича, Мусоргского, Стравинского.  Музыкальная карьера Маклафлина развивалась параллельно его духовным поискам. Он родился 4 января 1942 года в Англии, в Йоркшире. Мама Джона была скрипачкой, и он ребенком начал играть на фортепьяно, а затем на гитаре, поскольку то было время повального увлечения блюзом. В 14 лет Маклафлин заинтересовался фламенко, а чуть позже переехал в Лондон, где стал слушать, а потом и исполнять джаз.  Приблизительно в это время, где-то в 1960 году, начались религиозные поиски музыканта, который, по его словам, вырос в атеистической семье. Он стал членом Теософского общества, основанного знаменитой русской писательницей и путешественницей Еленой Петровной Блаватской. Одной из причин его сближения с теософами стало то обстоятельство, что Теософское общество имело солидную библиотеку религиозно-оккультной литературы. Так произошло знакомство музыканта с индийской религиозной и философской мыслью. Он открыл для себя Шри Шри Раману Махариши, Рамакришну, Вивекананду, Премананду и Нисаргадатту Махараджа. Маклафлин говорит: «я обнаружил удивительную глубину в индийской мысли и философии». Тогда же Джон стал слушать индийскую музыку, которая также стала для него откровением: «Меня поразила ее красота и мастерство импровизации».  Во второй половине 60-х годов Маклафлин вышел на сцену в качестве гитариста британской ритм-энд-блюзовой группы  «Blues Flames». Он играл со звездами той эпохи – с Грэмом Бондом, Джорджем Фэймом, Алексисом Корнером, однако центром его притяжения оставался джаз, и в 1969 году Джон выпустил свой первый сольный альбом - Extrapolation. После этого в его жизни произошло такое важное событие, как переезд в Америку. Там он работал в группе барабанщика Тони Уильямса и познакомился с легендарным джазовым трубачом Майлсом Дэвисом. Сотрудничество с Дэвисом оказалось очень плодотворным – при участии Маклафлина было выпущено несколько альбомов.  В конце 60-ых давний интерес музыканта к индийской духовности выкристаллизовался: произошла его встреча с учителем и общественным деятелем, бенгальцем Чинмоем Кумаром Гхошем, известным во всем мире как Шри Чинмой. Джон стал его учеником, получив духовное имя Махавишну («Маха» означает «великий», а «Вишну» - одно из имен Всевышнего в индуизме).  Шри Чинмой был источником вдохновения для многих западных музыкантов. В 1972 году Маклафлин пригласил на встречу с Чинмоем (то был сеанс медитации, проводимый в здании ООН) своего друга, знаменитого рок-гитариста Карлоса Сантану, который был настолько впечатлен личностью бенгальского гуру, что также принял от него посвящение и получил имя «Девадип» («Божественный свет»). Последовательницей Чинмоя стала и супруга Сантаны. Среди других музыкантов, в разное время соприкасавшихся с Чинмоем, были Нарада Майкл Уолден (Narada Michael Walden), Роберта Флэк и даже наш соотечественник Борис Гребенщиков (духовное имя Пурушоттама – «выходящий за пределы любых ограничений»).  Одной из составляющих учения Шри Чинмоя является строгое вегетарианство, которого и стал придерживаться Маклафлин. Сам Шри Чинмой говорил о вегетарианстве следующее:  «Если вы хотите вести лучшую жизнь, дисциплинированную жизнь, чистую жизнь, я чувствую, что вегетарианская диета необходима. Те, кто едят мясо, неосознанно перенимают сознание животного. Животные, помимо злобных и других небожественных качеств, обладают огромным беспокойством. Когда мы питаемся спокойной пищей, наше сознание автоматически становится спокойным, мягким и нежным. А когда мы едим мясо, мы принимаем в себя тревожное, разрушительное сознание животных». В начале 70-х годов Джон создал группу Mahavishnu Orchestra, в первоначальный состав которой входили  скрипач Джерри Гудман (позднее Жан-Люк Понти), клавишник Ян Хаммер (позднее Гэйл Моран и Стю Голдберг), басист Рик Лейрд (позднее Ральф Армстронг), и ударник Билли Кобэм (позднее Майкл Воден). Группа просуществовала всего лишь три года, но деятельность ее была необычайно плодотворной – музыканты выпустили три альбома. Mahavishnu Orchestra были первыми представителями жанра фьюжн, но также завоевали любовь поклонников джаза и рока. На обложке альбома «Любовь Преданность Жертвенность», который был записан в 1973 году совместно с Карлосом Сантаной, оба гитариста сидят в позе лотоса вокруг Шри Чинмоя. В 1974 году собрался второй состав Mahavishnu Orchestra, записавший еще три пластинки.  Параллельно с Mahavishnu Orchestra Джон начал играть в другой, не менее легендарной группе – «Шакти». В ее состав входили индийцы, последователи Шри Чинмоя – Лакшминараянан Шанкар (скрипка), Закир Хуссейн (табла), Винаякрам (хатам) и Рамнад Ражхаван (мриданга). Пожалуй, Джон был первым западным музыкантом, получившим широкое признание индийской аудитории. Группа выпустила три замечательных альбома.  «Я очень горжусь Shakti, так как до него было мало контактов индийской музыки Севера и Юга. Shakti сыграл объединяющую роль в музыкальных отношениях Севера и Юга. После Shakti взаимное проникновение Севера и Юга выросло в тысячи раз. Сейчас регулярно проходят встречи Север-Юг. Что же касается влияния Shakti на западного слушателя, мне сложно оценить, каким образом и в какой мере это влияние проявилось. Мы появились очень вовремя, если говорить о нашей музыке. И в дальнейшем, в 80-х, этническая музыка и мировая музыка стали намного популярнее. Люди стали искать новый звук. Глобализация мира - это часть того же самого процесса. Сокращение дистанций и возрастающее общение между странами и культурами также сыграли свою роль» - говорит Маклафлин. В 70-е годы Джон начал испытывать потребность в том, чтобы играть европейскую музыку. В 1978 году он принял участие в трио гитаристов, играющих фламенко (бурное увлечение которым Маклафлин пережил в пору отрочества). В состав трио входили сам Джон, испанский виртуоз-фламенкист Пако де Люсия и Ларри Корриел, которого позже заменил Эл ди Меола. Самый известный альбом, записанный этим составом, получил название «Friday Night In San Francisco» и стал «золотым». После выпуска двух сольных альбомов («Belo Horizonte» и «Music Spoken Here») в 1984 году Джона снова приглашает Майлс Дэйвис, и он участвует записи альбомов «You’re Under Arrest» и «Aura». Кроме Маклафлина на You’re Under Arrest играл еще один мастер гитары – джазовый музыкант Джон Скофилд. В том же году Маклафлин записал альбом под названием «Mahavishnu».  На протяжении этого периода карьеры (вторая половина 80-ых – начало 90-ых годов)  Маклафлин сотрудничал с такими яркими музыкантами, как Мик Джаггер, Эрик Клэптон, Джинджер Бейкер, Чик Кориа, Ян Гарбарек, Пэт Мэтэни и другими.
В начале 90-х Маклафлин выступал с группой под названием The John McLaughlin Guitar Trio, состав которой постоянно менялся. В 1991 году под этим заголовком выходит концертный альбом Live in Europe, а в 1992 — Que Alegria. Единственным постоянным участником этого электроакустического проекта был перкуссионист Трилок Гурту, с которым Джон сотрудничал с 80-х. В творчестве этого периода характерны сочетания джаза, акустической музыки в духе трио гитаристов и элементов индийской музыки времен Shakti. Следующим гастрольным проектом было трио The Free Spirits, в котором участвовали Джой ДеФранческо (орган Хаммонда, труба) и Деннис Чемберс (ударные). В 1994 году группа выпустила концертный альбом Tokyo Live. Затем Джон вновь обращается к творчеству Джона Колтрейна, записывая студийный альбом After The Rain с Элвином Джонсом на ударных. В 1996 году происходит возрождение трио Маклафлин-ди Меола-де Лусиа для записи альбома и гастрольного тура. Новое обращение к электрическому джаз-фьюжну произошло с проектом The Heart of Things (одноименный альбом 1997 года), и концертная запись The Heart of Things: Live In Paris (2000). В состав вошли следующие музыканты: Джим Бирд (клавишные), Деннис Чэмберс (ударные), Мэтью Гаррисон (электрический бас), Гарри Томас (саксофон). В 1997 году состоялось возвращение Маклафлина к индийской народной музыке в духе Shakti. В проекте Remember Shakti (1999), помимо члена оригинального состава Shakti, Закира Хуссейна, принимали участие выдающиеся индийские музыканты: U. Srinivas, V. Selvaganesh, Shankar Mahadevan, Shivkumar Sharma, Hariprasad Chaurasia. Состав участников расширился, изменилось звучание и подход к исполнению. К индийским народным инструментам добавилась флейта, электрогитара, ударные, появились вокальные партии. Уменьшилось количество скоростных агрессивных соло, больше времени выделяли для солирования остальным участникам группы. В целом музыка стала более спокойной. За период выступлений с 1997 по 2004 были выпущены несколько концертных записей, а также видео-DVD «The Way of Beauty», где, помимо выступлений оригинального состава Shakti, было представлено выступление нынешней группы в Мумбаи (2000) и на джазовом фестивале в Монтре (2004).  Новый этап для Маклафлина начался с альбома «Industrial Zen» (2006), в котором музыкант в очередной раз обратился к родному стилю фьюжн, появившемуся на стыке джаза и рока, и обогатил его элементами этнической музыки, а также электронными эффектами. При записи этого альбома Маклафлин играл не только на обычной электрогитаре, но и на гитарном синтезаторе, а также на необычном безладовом одиннадцатиструнном инструменте Glissentar.
После выхода «Industrial Zen» в музыкальной жизни гитариста произошло несколько важных событий. Во-первых, чуткий к веяниям времени Маклафлин отказался сотрудничать с крупными звукозаписывающими компаниями и завязал отношения с небольшим независимым лейблом Abstract Logix, являющимся также музыкальным онлайн-магазином. Здесь был переиздан «Industrial Zen» и выпущены два обучающих DVD.  Во-вторых, в 2007 музыкант распустил прежний состав Remember Shakti и собрал новый ансамбль The 4th Dimension (гитара, клавиши, бас и ударные). Помимо Маклафлина, в нее вошли молодой, но уже крайне успешный французский басист Адриен Феро, а также барабанщик Марк Мондезир и клавишник (а иногда и барабанщик) Гэри Хазбэнд. Все эти музыканты отметились и на «Industrial Zen». В-третьих, на Abstract Logix был выпущен альбом «Floating Point», ознаменовавший собой новую стадию освоения Маклафлином индийской музыки. В одном из интервью гитарист говорил, что идеалом взаимодействия музыканта с чужой культурой должна стать полная интеграция, такая, чтобы слушатель почувствовал, что эта культура стала частью исполнителя. Если в прежних проектах с индийскими музыкантами Маклафлин вплетал западную традицию в разнородное индийское пространство, то теперь, когда он работает в русле западной музыки, Индия все равно присутствует как неотъемлемая составляющая его творчества. На «Floating Point» молодые индийские музыканты, сотрудничавшие с гитаристом в Remember Shakti, могут играть полноценный фьюжн, при этом душой оставаясь в русле своих традиций, которые из общего пространства не вычленяются. Вместе с диском был издан DVD о том, как создавался альбом и как происходило это взаимопроникновение культур. Музыкант категорически против того, чтобы его причисляли к конкретному музыкальному направлению. «Я – джазовый гитарист, который вырос на рок-н-ролле, фламенко, блюзе и музыке Индии. Все эти влияния и чувствуются сегодня, подпитывают мое творчество».  В ответ на вопрос, что дала ему восточная духовность, он говорит: «Когда я просыпаюсь, то благодарю воздух за то, что могу им дышать. Благодарю тот безграничный дух, который дал мне жизнь и любовь, семью и друзей. И богов, которые дарят мне музыку».  Ту музыку, о которой Джон рассказывает:  «Музыка для меня - это послание. Она говорит людям о том, что они должны быть гуманными - в любви и стремлениях. По крайней мере, я стараюсь писать именно такие композиции. Как и многие другие люди, я уверен, что все мы имеем божественное происхождение и что практически все вокруг является божественным. Мы все вышли из одного, мы все остаемся объединены этим и мы никогда не сможем отделиться друг от друга и от этого единого. Это персональное убеждение. Все это сводится к интеллектуальной игре, если рассматривать отдельно истину, благо и красоту, которые, вероятно, являются существенными атрибутами того, что мы называем Богом. Если что-то истинно, оно должно быть прекрасно. А музыка прекрасна, значит, она должна быть истиной. Бог – самое прекрасное из всего прекрасного и источник всей красоты, поэтому музыка должна быть тайными нитями связана с Богом».






« Возврат к списку

Все новости и статьи

Наталья Козлова, основатель магазина 4fresh: «Когда слышишь: «Можно я вас обниму?», то понимаешь, для кого и для чего ты всё это делаешь»

15.05.2017

Согласитесь, выискивать в парфюмерном магазине баночки крема с натуральным составом или скрупулезно изучать состав продуктов в супермаркете – бывает довольно скучно и всегда занимает много времени. Поэтому так приятно совершать покупки в магазинах, чьи владельцы разделяют ваши взгляды, и поэтому можно не волноваться за качество и состав продукции.


Жестокие ингредиенты в косметике

15.05.2017

Когда дело доходит до красоты, сложно догадаться, как много жестокости может за этим стоять. Помимо того, что косметика может тестироваться на животных, в наших любимых баночках и тюбиках могут быть не просто ингредиенты животного происхождения, но также полученные из самих живых существ. Должна вас предупредить, что вопрос этичности косметики, по-другому звучащий как «косметика, не тестируемая на животных», или «косметика без жестокости», не учитывает наличие в составе средств ингредиентов,  получаемых так жестоко, что, на самом деле, называть их этичными будет просто некорректно. Косметика, которая входит в списки международных организаций под фразой «косметика без жестокости» может содержать любые ингредиенты – они не являются критерием отбора для попадания в списки по принципу этичности. Но, если вы готовы идти дальше вопроса тестируемости, то давайте разбираться!


10 полезных привычек, которые не отнимут у вас много времени

14.05.2017

Мы слышим немало советов о том, как улучшить свою жизнь, но на многие из них просто не хватает времени. Предлагаем несколько полезных привычек, которые можно внедрить в свою повседневность, не изменяя распорядка дня.

Ирина Старшенбаум: «Жить тем, что искренне нравится»

14.05.2017

В конце января в прокат вышел новый блокбастер Фёдора Бондарчука — фантастическое «Притяжение». И эта картина стала для Ирины Старшенбаум первым проектом такого масштаба: сыграв главную героиню фильма, бесстрашную старшеклассницу из Чертанова, актриса с успехом ворвалась в мир большого российского кино. О работе с Федором Бондарчуком, жизненном пути, интуиции и поиске гармонии Ирина рассказала «Vegetarian» в интервью.


Дмитрий Троцкий: «Ученик имеет право на ошибку, «учитель» должен за нее заплатить»

14.05.2017

В начале нашей беседы Дмитрий Троцкий — хиромант, который перестал предсказывать судьбу, когда понял, что она на 100% зависит только от нас самих — заявил, что количество проблем и уровень счастья в жизни зависят от ответа на один единственный вопрос. Тому, что это за вопрос и почему он влияет на все сферы жизни, посвящена наша беседа.

Вегетарианские кулстори

14.05.2017

Быть вегетарианцем – мы сейчас говорим не о пищевых привычках, а о восприятии вегетарианства в современном обществе – не всегда просто. Но мы-то знаем, что самое главное оружие любого вегетарианца в войне с зашоренностью и стереотипами – чувство юмора! Именно поэтому, специально к 1 апреля, мы попросили наших читателей, друзей и коллег рассказать самые забавные вегетарианские истории, случившиеся с ними. Приятного чтения и улыбок всем вам!

Экономическая выгода или здоровая экология? Проблемы озера Байкал

14.05.2017

Антон Павлович Чехов писал: «Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь неё, как сквозь воздух; цвет у неё нежно-бирюзовый, приятный для глаза».

Анна Науменко: «Основная трудность в том, что у нас нет терпения»

17.04.2017

По образованию и роду деятельности Анна арт-терапевт, дошкольный педагог-психолог и вегетарианка с семилетним стажем. Vegetarian расспросил о трудностях и ошибках в воспитании детей, о том, можно ли избежать душащей родительской любви, и до какой степени стоит давать ребенку свободу. 

Размышления о синтезе науки и метафизики

17.04.2017

Внутри каждого мыслящего человека происходит борьба между стремлением верить в чудо и здравым смыслом, который базируется на воспитанном в нас естественнонаучном мировоззрении с одной стороны и на житейском опыте – «поверю, когда увижу» – с другой. Как уравновесить это в себе? Как сохранить адекватность – не поддаться сухому упрямому скепсису, остаться открытым для нового, чудесного, неведомого и, вместе с тем, не стать «всеядным пожирателем сенсаций» с известных всем телевизионных каналов о мистическом? 

Без совести и без леса

17.04.2017

Возраст леса на нашей планете − около 66 миллионов лет, а предку современного человека примерно 200 тысяч лет. Это значит, что лес старше человечества в 330 раз! Людей еще не было, а вязы, каштаны, клёны, дубы, сосны, ольха, секвойи и многие другие деревья или их предки уже росли. Лес всегда был для человека укрытием, строительным материалом, местом охоты и сбора плодов. Паровоз, печатная продукция, музыкальные инструменты, спички, порох – все это не существовало бы без древесины. Можем ли мы представить свою жизнь без ресурсов и продуктов, которые получаем из леса?

Вегетарианский обзор по Турции

17.04.2017

Если страны – это люди, то Турция похожа на девушку-подростка, которая на первое свидание с вами надела на себя все самое красивое: мамины туфли, пёстрые бабушкины юбки, фамильные драгоценности, кислотную футболку и неоновые браслеты младшей сестры. Поэтому на первый взгляд выглядит немного странно и несобранно. И да, Турция, как настоящий подросток, не знает, готова ли она быть вегетарианкой или нет? 



«Еда как лекарство»

16.04.2017

Давайте знакомиться! Меня зовут Жанна Никельс. Я родилась в Волгограде. По профессии – юрист. Долго работала на госслужбе. В 2014 году вышла замуж за немца и теперь живу в Германии. В качестве занятия для души я выбрала ведение блога под девизом из слов Авиценны: «Если не хочешь, чтобы лекарства стали твоей едой, пусть еда станет твоим лекарством».

Пирог брауни с ягодой без сахара и без глютена

16.04.2017

Перечитайте, из чего состоит наш брауни – нет, совсем ничего вредного! Стыдно не будет!


Красоты планеты, которые скоро перестанут существовать

16.04.2017

Человек оказывает огромное влияние на природу, и, к сожалению, не всегда позитивное. Есть места на планете Земля, которые скоро перестанут существовать в своем первозданном виде. Урбанизация меняет рисунок поверхности земли: что-то навсегда теряет свой облик, а что-то и вовсе исчезает. Через несколько поколений люди могут не увидеть Венецию, Большой Барьерный риф, снега Килиманджаро и многие другие красивейшие уголки планеты. Причина этого ‒ изменение климата, которые вызваны выбросами в атмосферу отходов промышленности, загрязнением земли и воды. Наиболее ярким признаком значительного изменения климата является повышение температуры воды Мирового океана и таяние льдов, следствием чего является и подъем уровня воды в океане.

Брюс Ли: Бой, доведенный до совершенства

14.04.2017

Имя актера, режиссера, продюсера, мастера и популяризатора боевых искусств Брюса Ли, пожалуй, известно каждому человеку в мире. Однако не все знают, что легендарный боец был еще и приверженцем вегетарианства!

Помните о слоне!

13.04.2017

Здравствуйте мои дорогие коллеги-читатели газеты VEGETERIAN! Я  тоже решила  стать «корреспондентом в своем  родном городе» и  найти   интересную  тему для своей любимой газеты. Недавно  я попала   в  гости  к Сами Хюрскюлахти — петербуржскому художнику, журналисту, и дизайнеру. Сами родился в Хельсинки, но выбрал Петербург местом своего проживания и творчества...

  наши проекты  
2017 © Все права защищены.