ОХОТНИКИ ПОНЕВОЛЕ: ПОЧЕМУ ДРЕВНИЕ ЛЮДИ СТАЛИ УБИВАТЬ ЖИВОТНЫХ

 ОХОТНИКИ ПОНЕВОЛЕ: ПОЧЕМУ ДРЕВНИЕ ЛЮДИ СТАЛИ УБИВАТЬ ЖИВОТНЫХ

 Современный мир с его войнами, конфликтами и социальными пропастями говорит об обратном, но когда-то человеческое общество действительно было гуманным, мирным, было обществом сотрудничества и социального равенства. Было это очень и очень давно. 


Роберт Сассман работает антропологом в Вашингтонском университете в Сент-Луисе, США. Профессор Сассман один из тех, кто разрабатывает теорию о том, что первобытный человек был скорее жертвой других животных, чем агрессивным охотником — напасть на человека могли и крокодилы, и медведи, и волки, и гиены, а вот сам человек миллионы лет ограничивался только посильной защитой и был озабочен скорее вопросами собственного выживания, нежели придумыванием новых методов убийства других видов. 


Свою теорию профессор основывает на данных, которые ему удалось получить, изучая останки древних стоянок первобытного человека. Собирая и анализируя зубы и кости наших предков, Роберт Сассман сделал вывод, что все наши интеллектуальные способности, все навыки и умения, все первые проявления культуры возникли только благодаря постоянной потребности быть умнее, хитрее и быстрее хищника. Но не для того, чтобы напасть на него самому, а для того, чтобы просто выжить. 


Противоположные теории ведут свою историю еще с 1924 года. В том далеком году археологи нашли первые в мире останки древних предков современного человека. Тогда же, в результате проведенных исследований, было предположено, что инстинкт охотника жил в человеке еще миллионы лет тому назад. Долгие годы, как говорит сам Сассман, потребовались ему, чтобы собрать материалы, опровергающие это убеждение.


Удивительным образом одна из причин того, что теория о человеке-охотнике нашла такое широкое распространение в науке, лежит далеко за пределами всего научного. Сассман считает, что христианская культура, идя вслед за культурой древних евреев, легко могла представить человека как существо падшее, злое, агрессивное, способное убивать. Это вполне вписывалось в концепцию грехопадения. Другое дело, если человек древний был гораздо «человечнее» современного, если природа (как источник всего греховного) не создала его для убийства и поедания плоти. Как вписать это в культурные рамки иудео-христианства?


В качестве основного объекта своих изысканий Сассман выбрал Australopithecus afarensis — вид, который обычно называют самым хорошо изученным связующим звеном между древним человеком и человеком разумным. В итоге ученому удалось выяснить — зубы и кости говорят о том, что питание Australopithecus afarensis основано было на фруктах, орехах и овощах, а никак не на мясе. Иными словами, ни биологически, ни анатомически у них еще не было склонности к хищничеству. А, следовательно, и к охоте.


Этот период (от 5 до 2,5 миллионов лет тому назад) был своего рода переходным — у древних людей не было никаких орудий, их еще предстояло изобрести. Но вокруг при этом обитало удивительно большое количество хищников, все они были во много раз умнее и опаснее человека, больше и сильнее него физически. Примерно от 6 до 10 процентов всей человеческой популяции того времени становилось жертвами хищников. Удивительным образом эти цифры полностью совпадают с данными по другим видам — антилоп или обезьян гибло примерно столько же — от 6 до 10 процентов.


Сассман утверждает, что переходный период, период жизни и развития Australopithecus afarensis, следует оценивать иначе. Именно тогда появляется необходимость в создании орудий. Да, возникает потребность в охоте, но в охоте, которая скорее защищала, ограждала популяцию от других хищников, а не служила источником пропитания. Эта потребность вызвала, в свою очередь, групповую организацию поведения, помогла формированию первых навыков коммуникации. Именно давление со стороны хищников буквально толкало древних людей объединяться. Давление извне, а не желание увеличивать свое господство над другими видами, увеличивать территорию. Ни о каком подчинении животного мира человеку речи тогда быть не могло. 


Итак, человек изначально не был создан для охоты. Теории, построенные на агрессивности древних видов людей, не учитывают некоторых внешних факторов — говоря современным языком, продовольственной обстановки доисторического периода. 


Существуют свидетельства того, что впервые мясо человек стал есть в виде мертвечины и трупов, оставленных хищниками. Произошло это где-то в нижнем палеолите. Мясо тогда служило чем-то вроде «экстренной пищи». Это можно объяснить так: овощи, фрукты и другая растительная пища были доступны постоянно, но случались моменты, когда пищи решительно не хватало. Многие популяции гибли, многие постоянно перемешались с места на место, многие подвергались постоянной опасности. Находясь под постоянным внешним давлением, порой древний человек использовал любую возможность получить пищу, в том числе и мертвые туши, оставленные после дележа стаями хищников — так был впервые открыт путь к поеданию мяса.  И именно таким образ употребления в пищу животных элементов оставался на протяжении миллионов лет — поедание мяса носило почти случайный, экстренный, разовый характер. 


Позже последовал довольно продолжительный период времени, в течение которого человек сочетал собирательство и охоту. Количество видов, на которые охотился древний человек, было ограничено. Именно собирательство исполняло роль основного источника пропитания. Эта ситуация начала меняться только с появлением сельского хозяйства — и, стоит отметить, что вытесняло сельское хозяйство не собирательство, а именно охоту. Процесс этот был запущен около 10 000 лет назад — сравнительно недавно. Чем мощнее и сильнее становились общины земледельцев, тем меньше становились группы охотников-собирателей. В итоге собиратели-охотники были вынуждены либо перенять земледельческий образ жизни, либо уйти на другие территории. Сегодня, несмотря на то, что человек потребляет огромное количество мяса, продовольственная безопасность и «всеобщая сытость» зависят целиком от объемов производства сельскохозяйственных культур. И все же охота играла довольно существенную роль в жизни и развитии первобытного человека. Почему, если человек не был приспособлен для этой практики, она оказалась столь живучей?


Все дело в том, что человек, начав формирование культурной среды (орудий труда, групповой коммуникации и так далее) стал для окружающих его животных врагом — не имея ни одного физического преимущества, человек стал гораздо сильнее, умнее и опаснее за счет коллективизма и «технологического прогресса». Капканы, ямы, сети, а потом и стрелы — все это сделало жертвами человека гигантских мамонтов, на которых раньше не было возможности охотиться. И вот, получив такое преимущество, на какой-то период времени человек стал «оснащенным хищником». Сообщества первобытных людей могли добыть себе большое количество пищи, получив в распоряжение столь же большое количество свободного времени. Как, например, волки, люди оказались в положении, в котором много трудиться в поисках пропитания нет необходимости. При этом, как только появилась новая система обработки земли, позволявшая вообще не зависеть от удачи и случая, охота оказалась отброшенной и второстепенной. 


Интересно обратиться и к тому, как ученые описывают устройство общин древних людей, занимавшихся исключительно производством и потреблением растительной пищи. Эти группы чаще всего описывают как группы эгалитарные — в них практически отсутствовала иерархия, царило относительное социальное равенство. При довольно комфортном уровне жизни, эти группы быстро избавлялись и подавляли всяческие проявления узурпированного лидерства, имущественного расслоения и «бюрократии». 


Почему лучше выращивать растения, а не убивать животных?


Как писал еще в 1977 году Марк Нейтан Коэн, «ведение сельского хозяйства, вероятно, обусловило увеличение доли труда на душу населения и ухудшение качества пищи». 


То есть пища стала хуже, трудиться теперь надо было больше, но все равно земледелие вытесняло охоту. Почему? Принято считать, что, несмотря на то, что до наступления эпохи земледелия люди имели более разнообразную пищу за счет охоты и собирательства, лучше было питаться полностью растительной пищей, чем зависеть от силы и/или удачи охотников.


Земледелие — это, в первую очередь, тяжелый монотонный труд, но оно давало древнему человеку уверенность и стабильность, то есть гораздо большее количество пищи. Это позволило значительно увеличить концентрацию населения в одном племени, сделать его жизнь более независимой от природных условий и более защищенной от агрессии соседей. Дальше — больше. Появилась возможность делать запасы, сложились условия для формирования первых полноценных обществ. Именно здесь и начинается племенное расслоение, складываются институты власти. Жизнь становится тяжелее, но при этом дольше и безопаснее. А это уже первый шаг к цивилизации.


Wiki-справка: как появилось земледелие?


- Теория «оазисов»: привязывает экономические перемены к изменениям климата в конце ледникового периода, которые сопровождались засухой и миграциями людей и животных в оазисы, где и происходило одомашнивание как животных, так и растений;


- Теория «холмистых склонов»: одомашнивание началось на холмистых склонах гор, где климат не был засушливым, и сохранилось разнообразие диких животных и растений, среди которых некоторые были одомашнены;


- «Демографическая теория»: увеличение численности населения было не следствием, а причиной перехода к земледелию;


- Теория «целенаправленной эволюции»: одомашнивание растений как результат взаимного приспособления людей и растений, когда люди сначала защищали дикорастущие растения до их созревания, а затем произошел специализирующий отбор, закончившийся полным одомашниванием;


- Гипотеза религиозной революции: причиной, побудившей людей к оседлому образу жизни, стала новая религиозная идея, согласно которой возникла необходимость сохранять связь с умершими предками.

Эмма Бродер

« Возврат к списку

Все новости и статьи

Светлана Камынина: «Гармония в жизни для меня – это полное принятие окружающего мира»

15.08.2018

Мы поговорили с актрисой театра и кино, звездой сериала «Интерны» Светланой Камыниной о медитации, любимых сладостях, танцах на пилоне и гармонии с окружающим миром.


Констанция Наваррская: «Кормить пятерых детей живой пищей и учить их дома – это увлекательно и не так уж сложно»

15.08.2018

Прекрасная 29-летняя Констанция Наваррская рассказала нам о том, как ушла из мясной промышленности, изменив свой взгляд на мир, вылечила псориаз живым питанием и стала самой счастливой мамой пятерых деток.

BIO, VEGAN, FAIR TRADE: как научиться разбираться в продуктовых сертификатах

15.08.2018

«Я видела в супер-маркете новый отдел био-продуктов», – с радостью сообщает мне моя знакомая, чтобы отметить, что ей небезразличен мой веганский выбор. Я с радостью мчусь в магазин, но нахожу лишь мясо с этикеткой «био», либо органические печеньки с молоком. Для большинства людей, которые придерживаются традиционного питания, все те, кто питается как-то иначе, подпадают под одну большую и толстую категорию под кодовым названием «не понимаю и понимать не хочу» без попытки отличить приверженца здорового образа жизни от поклонника фермерских рынков, а вегана – от пескетарианца.

Анет Сыроеда: «Питание фруктами – это настоящая свобода»

15.08.2018

Анет Дымчевская, которая известна многим как Анет Сыроеда, поделилась с Vegetarian простым и очень полезным рецептом сыроедческой каши, рассказала о «легализованных наркотиках» и о том, чем отличаются сыроеды с рождения от обычных детей.

Детокс: сбрасываем лишнее!

27.06.2018

Детокс – это не изматывающие ограничения в питании, тонны сырой зелени и отказ от любимых блюд. Пожалуй, такой подход только усугубит ситуацию. В нашем случае детокс должен проходить мягко и приносить удовольствие. Проще говоря, его цель – “перезагрузить” свое тело с зимнего режима на весенний, плавно и без резких движений.

Год экологии, что он нам принес: победы и поражения

23.05.2018

В современном мире забота об экологии занимает все больше места в политике, образе жизни обычных людей и бизнесе. Европейское общество уже несколько десятков лет ведет пропаганду и внедрение экологически безопасного образа жизни. А в России это направление, к сожалению, находится в начале развития. Для исправления ситуации и в результате следования мировому тренду, 2017 в нашей стране был объявлен Годом экологии.

Время сбывать мечты!

15.05.2018

Стать волшебником самому себе и исполнять любые желания очень просто! Vegetarian раскрывает секреты успешной реализации любой поставленной цели в короткие сроки.

Вдохновляющие истории спортсменов-вегетарианцев

14.03.2018

Движение – жизнь, и эта народная мудрость актуальна для всех времен года. Зима, разумеется, не является исключением. Но зачастую за все три снежных месяца мы можем насчитать разве что пару выходных, когда мы оделись по погоде и отправились кататься на лыжах, коньках или сноуборде. Для многих мороз является веской причиной для отмены спортивных занятий на воздухе. А зря! В небольшой подборке мы собрали впечатляющие истории знаменитых деятелей-вегетарианцев и веганов, которые добились невероятных успехов именно в зимних видах спорта. Вдохновляйтесь и отправляйтесь на активный зимний отдых!

LOGOCOS: будущее за натуральной косметикой

25.02.2018

Веганство и вегетарианство – это не только про еду. При переходе на этичный образ жизни встает вопрос экологичной косметики и средств по уходу за домом. Однако одна пометка «Эко» или «Био» еще не говорит о том, что продукты, которые продаются в магазинах, действительно натуральные.

Главные «зелёные» новости 2017-го года

26.01.2018

Эта статья является кратким обзором на главные новости, произошедшие в 2017 году в мире вегетарианства, этики и экологии. Мы собрали для вас самые яркие «зелёные» события, чтобы показать насколько сильным может быть влияние людей, которые мыслят едино!


Как не мерзнуть зимой?

26.01.2018

Зима – это пора теплых шерстяных перчаток и шарфов, плотных колготок и горячего чая в домашней атмосфере. Кажется, скандинавы кличут это «хюгге».

Экология и вегетарианство: грани новой реальности

20.01.2018

С удовольствием представляем Вам серию публикаций об уникальном пилотном проекте «Мосты в Будущее», который, мы уверены, станет визитной карточкой био-экологического развития России в XXI веке. Тема для вегетарианского сообщества очень близка, так как понятия экологии и вегетарианства всегда находятся рядом, по сути, это неразрывно связанные грани единого образа мышления, образа жизни.

Круг ответственности – планета Земля

27.11.2017

В Сходне живет семья Рожковых, которая всего за полтора месяца организовала у себя в районе сбор пластика и вывоз его на переработку для восьми многоквартирных домов. В итоге, благодаря  Андрею и Снежанне, только за год было переработано несколько тонн отходов. Пара рассказала нам о том, как им удалось запустить этот проект.

Путешествие: куда отправиться вегетарианцу?

16.08.2017

В любом путешествии хочется наслаждаться поездкой и не думать о еде. Для этого нужно, чтобы привычная еда была всегда под рукой: в кафе, ресторанах, на рынках. Мы собрали самые veg-friendly страны мира, куда непременно стоит отправиться!

Наводим порядок к лету

01.07.2017

Лето уже не за горами, но время, чтобы встретить его в полной готовности, еще есть. Летом всегда хочется легкости и свежести, поэтому мы подготовили для вас 7 советов, которые помогут сделать ваш дом чище, здоровье крепче, а тело стройнее. Тем более, в мае много праздничных дней, а значит, больше свободного времени.


  наши проекты