Йога и православный исихазм

Йога и православный исихазм


Статья небольшого объема о древних духовных практиках может как указать путь к истине, так и навредить. Издержки такой статьи — упрощение сложнейших духовных истин и сокровенного опыта святых, низведение их до уровня брошюры «10 минут йоги на каждый день». Она может быть полезной читателю лишь в одном случае: если приведет его в духовную среду, где истины, упомянутые поверхностно и обзорно,  будут представлены в должном свете. Цель предлагаемой публикации — указать на незримое единство культур, их взаимовлияние в глубокой древности. Читатель, имевший опыт обращения к святоотеческой литературе, наверняка был шокирован тем, насколько духовный опыт подвижников и старцев может отличаться от обыденной жизни. Монахов искушают бесы, к ним приходят ангелы, периоды уныния и сомнений сменяет опыт соприкосновения с благодатью Божьей… Все это безгранично далеко от обычной жизни, пусть даже включающей в себя ритуально-воскресный поход в храм. Очевидно, что для избранных подвижников имело место определенное «совмещение реальностей», созерцание альтернативных измерений, недоступных обывателям. Однако наивно было бы полагать, что способности к такому видению появлялись спонтанно. Они были следствием целой системы послушания, которая включала в себя молитвы, посты, работы… а также сокровенные мистические практики, передающиеся от старцев к ученикам. Наиболее известное упоминание этих практик встречается в споре византийских богословов 30–40-х гг. XIV века о познаваемости сущности Божьей. В это время ученый богослов Варлаам Калабрийский, имеющий прозападное духовное образование, написал трактат о воссоединении церквей, в котором предложил упразднить споры о нисхождении Св. Духа от Сына, ввиду непостижимости сущности Божьей. Варлааму возразил выдающийся византийский мистик и богослов Григорий Палама, указавший на то, что монахи, следующие своим духовным обетам и практикам на Афоне, имеют «живой»  опыт богопознания.  Ознакомившись с этими практиками, Варлаам был смущен и шокирован способом подвижничества византийских исихастов (молчальников), проводивших все время в молитве, совершенно отрешившихся от интересов мира и помышлявших исключительно о спасении. Такой тип подвижничества, неизвестный западному монашеству, живущему преимущественно деятельной жизнью, показался Варлааму не только странным, но и заслуживающим осуждения. Следствием «войны миров» стал разгромный трактат Варлаама, из которого, пусть в гротескном и искаженном виде, мы узнаем о мистических практиках исихастов, известных также как «умное делание»: «Они (монахи) посвятили меня в свои чудовищные и абсурдные верования, описывать которые унизительно для человека, обладающего хоть каким-то интеллектом или хоть малой каплей здравого смысла, — верования, являющиеся следствием ошибочных убеждений и пылкого воображения. Они сообщили мне об удивительном разлучении и воссоединении разума и души, о связи души с демоном, о различии между красным и белым светом, о разумных входах и выходах, производимых ноздрями при дыхании, о заслонах вокруг пупа и, наконец, о видении душой нашего Господа, каковое видение осязаемым образом и во полной сердечной уверенности происходит внутри пупа» (Послание 5, к Игнатию).  Развернулась длительная полемика между Варлаамом и Григорием Паламой, которая разрешилась в 1341 г. на церковном соборе в Константинополе, признавшем ортодоксальность паламизма и исихастской практики. Варлаам признал правоту собора, но потом тайно уехал в Италию, где принял католицизм и окончил свои дни учителем греческого языка самого Петрарки. Именно благодаря устроенному им диспуту был заострен вопрос о «технической» стороне монашеских духовных практик. Эта «техническая» часть уникальна и интересна, так как позволяет сопоставить их с древними методами йогов и даосов. В чем суть и причины такого сопоставления? Все, что в христианских трактатах предлагается делать без всяких объяснений, просто как данность — не только повторяется, но и подробно объясняется в йоговской и даосской духовных традициях. Например, упомянутая концентрация «на пупе», ставшая предметом критики Варлаама, есть не что иное, как традиционная даоссая медитация на «нижнем дань-тане» — энергетическом центре. Даосы объясняют, что начинающий мистик не должен медитировать на области сердца, так как излишнее скопление в сердце «ци», то есть жизненной силы, может вызвать нарушения в его работе. Только после очищения и перестройки энергетической системы организма, практик допускается к медитации на область сердца. Далее мы рассмотрим фрагмент текста «Наставления Св. Симеона Нового Богослова», почитаемого русскими исихастами, и сопоставим описанное с некоторыми из классических практик йоги.  «Три вещи надлежит тебе соблюсти прежде всего другого: (1) беспопечение о всем, даже благословном, а не только не благословном и суетном, или иначе умертвив всему, совесть чистую во всем, так, чтобы она ни в чем не обличала тебя, и совершенное беспристрастие, чтоб помысел твой не клонился ни к какой вещи.  (2)Потом сядь в каком-либо особенном месте уединенно, затвори двери, склонись к груди головою своею и таким образом стой вниманием внутри себя самого (не в голове, а в сердце), возвращая туда и ум свой и чувственные очи свои и приудерживая несколько дыхание свое. Там имея ум свой, старайся всячески обрести его, где сердце, чтобы обретши его, там уже всецело пребывал ум твой.  Вначале найдешь ты там внутри тьму некую, и жесткость, но после, если будешь продолжать это дело внимания непрестанно день и ночь, обретешь некую непрестанную радость. Ум, подвизаясь в сем, улучит место сердца, и тогда тотчас увидит там внутри такие вещи, каких никогда не видывал и не знал. <…> (3)Прочее же, что обыкновенно последует за сим деланием, с Божиею помощью, сам из опыта узнаешь, храня внимание и держа Иисуса, т.е. молитву Его: Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» С технической точки зрения заслуживает внимания упоминание о том, что необходимо «упереть браду в грудь»,  без пояснений и комментариев. Йогические тексты объясняют, что обычно прана — жизненная сила — течет по двум энергетическим каналам, обвивающим позвоночник (ида-нади и пингала-нади). Однако для мистической практики необходимо направить прану в позвоночный канал (сушумну), чему служат бандхи (замки), одним из которых является «джаландхара бандха» — «горловой замок», направляющий прану в центральный энергетический канал. Фрагмент «приудерживая дыхание свое» — это йоговская пранаяма — практика обуздания и контроля дыхания для обретения контроля над внутренней энергией. Наше сознание и энергия связаны с праной, так объясняет йога. Весьма существенный момент исихастской практики — «низведение ума в сердце». Слово «ум» (nus) в исихастском контексте без ущерба может быть заменено словом «сознание». Исихастская традиция предписывала изменение как бы уровня физиологического самоотнесения сознания: человек должен «опустить ум в сердце», то есть сделать центром, «уровнем» своего самосознания, самоотождествления не голову, а «сердце», мистическое вместилище души. Только после «низведения ума в сердце» исихаст приступает к творению Иисусовой молитвы, к «умной» (осознанной) молитве, «умному деланию». Это «делание» совмещается с «видением» сердечного пространства, что также известно восточным традициям. Так, йоги и тантрики, сосредоточиваясь на сердечном центре (анахата-чакра) визуализируют в «лотосе сердца» образ божества и созерцают световые явления.  Но в исихазме видение света приобретает принципиальную важность, поскольку ослепительный свет, созерцаемый в процессе молитвы, почитается исихастами за Фаворский свет, осиявший Иисуса Христа во время Преображения.  Можно было бы посвятить множество страниц проведению параллелей, однако объем статьи ограничен. Всех заинтересовавшихся мы отсылаем к труду выдающегося востоковеда Евгения Александровича Торчинова «Религии мира, опыт запредельного» (глава «Византийский исихазм»).   Нам же необходимо сказать о чрезвычайно важных вещах, нередко замалчиваемых при обсуждении затрагиваемой темы. Как только появился интернет, немедленно возникли сайты и статьи с названиями «Тайна афонских монахов раскрыта!», «Современный исихазм»  и подобные, изобилующие описаниями технической стороны вопроса. Однако напомним, что даже приведенный текст Симеона Нового Богослова начинается совсем с другого: с необходимости иметь «совесть чистую во всем, так, чтобы она ни в чем не обличала тебя, и совершенное беспристрастие, чтоб помысел твой не клонился ни к какой вещи». Итак, чистота сердца — необходимое условие для допуска к сокровенным практикам. Сколь наивно полагать, что посредством нескольких  упражнений обычный человек может с легкостью обрести то, что редко обретали даже выдающиеся подвижники! Однако именно такая «реклама» встречается на упоминаемых ресурсах. В связи со сложившейся ситуацией необычайную актуальность обретает «Предостережение» преп. Макария Оптинского, посвященное затрагиваемой проблеме. Обращено оно к желающим проходить умную Иисусову молитву, но не имеющим к тому искусных наставников-руководителей.  Приводя свидетельства великих отцов-подвижников, старец убеждает: несвоевременное стремление к «высокой», «созерцательной» жизни чревато прелестью (псевдодуховными галлюцинациями), умоисступлением, а нередко не только душевной, но и физической гибелью. Он утверждает: мера новоначального — молитва устная, не сопровождаемая никакими «художественными способами», сведения о которых содержатся в святоотеческих творениях.  Очень определенно пишет об этом же в своих наставлениях об Иисусовой молитве современник Старца Макария — святитель Игнатий (Брянчанинов): «Новоначальные должны держаться при упражнении молитвою Иисусовою одного благоговейнейшего внимания, одного заключения ума в слова молитвы. (...) Вот тебе (новоначальный) завет мой: не ищи места сердечного. Не усиливайся тщетно объяснить себе, что значит место сердечное; удовлетворительно (в свое время) объясняется это одним опытом. Если Богу угодно дать тебе это познание, то Он даст в свое время. Занимайся исключительно молитвою покаяния со всею тщательностью; старайся молитвою принести покаяние». Что же говорят мастера йоги? Основа классической йоги — вовсе не ставшие столь известными физические упражнения — асаны. Первая (и основополагающая) ступень — это «яма и нияма»  — соблюдение строгих нравственных принципов, включающих в себя правдивость (сатья), нестяжательство (астея), удовлетворенность имеющимся (сантоша), вегетарианство как принцип ненасилия (ахимса), совершение всех поступков как жертвоприношения Всевышнему (ишвара-пранидхана) и многие другие. Однако, к сожалению, мы видим, что в современном мире люди начинают практиковать многочисленные позы, контроль дыхания и даже более серьезные энергетические техники, игнорируя следование нравственным законам Вселенной. Что же ждет их? В йоговских трактатах мы можем найти тонкое замечание о воздействии мистической силы Кунадалини. Если адепт пробуждает ее, предварительно не очистив сердце от страстей, то не он становится ее повелителем, а кундалини делает его своим рабом. В современной культуре эта идея наиболее ярко выражена в философии «Звездных войн» о «темной стороне Силы». Станислав Зюзько
« Возврат к списку

Все новости и статьи

Размышления о питании

05.07.2017

Питание – излюбленная тема для жарких бесед в любой среде – и за столом, и в тренажёрном зале. Профессионал или любитель, все спешат высказать своё мнение, поделиться личным опытом, посоветовать, научить: «Я ем, значит, я тоже в теме!».

Мария Шумакова: «Я человек, который привык удивлять окружающих»

05.07.2017

Мария Шумакова – звезда телесериала «Сладкая жизнь» на телеканале ТНТ, настоящая супер-леди 21 века. О том, как она все успевает – медитирует, танцует, снимается в сериалах, играет в театре, поет, живет то в Риге, то в Москве – она рассказала Vegetarian.


Сыроедная экспресс-пицца

05.07.2017

Приветствую вас, дорогие друзья, я Жанна Никельс, снова  с  вами и продолжаю делиться своими находками в сыроедном питании.

Дмитрий Троцкий: «Диеты — зло. Тело само знает, когда поправиться или похудеть»

05.07.2017

В этот раз мы с Дмитрием Троцким — хиромантом, который больше не предсказывает судьбу, потому что ее можно изменить — решили поговорить о самой актуальной весенней женской проблеме. Скоро лето — и нужно срочно похудеть…


Вопрос осознания: как бросить курить раз и навсегда?

05.07.2017

Я курил с 14 и примерно до 20 лет. Сейчас мне 28, и я вспоминаю курение как страшный сон. Когда я вижу на улице курильщика, мне становится жаль его, потому что я вспоминаю, насколько сильной можно быть зависимость от никотина – человек просто продолжает травить себя на протяжении многих лет. Курение опасно тем, что каждая сигарета наносит настолько незаметный вред вашему организму, что вы не ощущаете его в динамике, но сразу заметите быстрое улучшение самочувствия, после того, как бросите.

Наводим порядок к лету

01.07.2017

Лето уже не за горами, но время, чтобы встретить его в полной готовности, еще есть. Летом всегда хочется легкости и свежести, поэтому мы подготовили для вас 7 советов, которые помогут сделать ваш дом чище, здоровье крепче, а тело стройнее. Тем более, в мае много праздничных дней, а значит, больше свободного времени.


Фаина Раневская: «Не могу есть мясо. Оно ходило, любило, смотрело»

01.07.2017

Наверное, ещё не было в истории отечественного театра и кинематографа столь гениальной и столь любимой всеми актрисы, как Фаина Георгиевна Раневская. Фразы её героинь, например, «Красота – страшная сила» или «Муля, не нервируй меня» уже давно стали крылатыми. Раневской прекрасно удавались комедийные роли, она блестяще справлялась с гротескной манерой их подачи. Но несмотря на смех, которым была окружена Фаина Георгиевна, в её сердце было немало боли, а в душе пустоты, которую заполняла бесконечная любовь к животным, а особенно к своему питомцу – собаке по кличке Мальчик...


«Что ты делаешь, когда ты что-то делаешь?»

01.07.2017

«Год без новой одежды» – проект Елены Нуйкиной, призванный привлечь внимание к проблеме потребления, стартовал в январе 2017 года. О своем опыте и осознанности в повседневной жизни Лена рассказала в интервью Vegetarian.


Год экологии: честную оценку дает Гринпис России

30.06.2017

«Год экологии» – какие меры стоят за этими громкими словами? Плывет ли корабль так, как его назвали? Какие реальные действия возможно предпринять прямо сейчас, чтобы помочь планете? – на эти и другие вопросы корреспонденту Vegetarian ответил Директор по программам Гринпис России Иван Блоков.


Жестокие ингредиенты в косметике

15.05.2017

Когда дело доходит до красоты, сложно догадаться, как много жестокости может за этим стоять. Помимо того, что косметика может тестироваться на животных, в наших любимых баночках и тюбиках могут быть не просто ингредиенты животного происхождения, но также полученные из самих живых существ. Должна вас предупредить, что вопрос этичности косметики, по-другому звучащий как «косметика, не тестируемая на животных», или «косметика без жестокости», не учитывает наличие в составе средств ингредиентов,  получаемых так жестоко, что, на самом деле, называть их этичными будет просто некорректно. Косметика, которая входит в списки международных организаций под фразой «косметика без жестокости» может содержать любые ингредиенты – они не являются критерием отбора для попадания в списки по принципу этичности. Но, если вы готовы идти дальше вопроса тестируемости, то давайте разбираться!


Вегетарианские кулстори

14.05.2017

Быть вегетарианцем – мы сейчас говорим не о пищевых привычках, а о восприятии вегетарианства в современном обществе – не всегда просто. Но мы-то знаем, что самое главное оружие любого вегетарианца в войне с зашоренностью и стереотипами – чувство юмора! Именно поэтому, специально к 1 апреля, мы попросили наших читателей, друзей и коллег рассказать самые забавные вегетарианские истории, случившиеся с ними. Приятного чтения и улыбок всем вам!

Экономическая выгода или здоровая экология? Проблемы озера Байкал

14.05.2017

Антон Павлович Чехов писал: «Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь неё, как сквозь воздух; цвет у неё нежно-бирюзовый, приятный для глаза».

10 полезных привычек, которые не отнимут у вас много времени

14.05.2017

Мы слышим немало советов о том, как улучшить свою жизнь, но на многие из них просто не хватает времени. Предлагаем несколько полезных привычек, которые можно внедрить в свою повседневность, не изменяя распорядка дня.

Без совести и без леса

17.04.2017

Возраст леса на нашей планете − около 66 миллионов лет, а предку современного человека примерно 200 тысяч лет. Это значит, что лес старше человечества в 330 раз! Людей еще не было, а вязы, каштаны, клёны, дубы, сосны, ольха, секвойи и многие другие деревья или их предки уже росли. Лес всегда был для человека укрытием, строительным материалом, местом охоты и сбора плодов. Паровоз, печатная продукция, музыкальные инструменты, спички, порох – все это не существовало бы без древесины. Можем ли мы представить свою жизнь без ресурсов и продуктов, которые получаем из леса?

Вегетарианский обзор по Турции

17.04.2017

Если страны – это люди, то Турция похожа на девушку-подростка, которая на первое свидание с вами надела на себя все самое красивое: мамины туфли, пёстрые бабушкины юбки, фамильные драгоценности, кислотную футболку и неоновые браслеты младшей сестры. Поэтому на первый взгляд выглядит немного странно и несобранно. И да, Турция, как настоящий подросток, не знает, готова ли она быть вегетарианкой или нет? 



Размышления о синтезе науки и метафизики

17.04.2017

Внутри каждого мыслящего человека происходит борьба между стремлением верить в чудо и здравым смыслом, который базируется на воспитанном в нас естественнонаучном мировоззрении с одной стороны и на житейском опыте – «поверю, когда увижу» – с другой. Как уравновесить это в себе? Как сохранить адекватность – не поддаться сухому упрямому скепсису, остаться открытым для нового, чудесного, неведомого и, вместе с тем, не стать «всеядным пожирателем сенсаций» с известных всем телевизионных каналов о мистическом? 

  наши проекты